Роман Абрамчук о велоэкскурсиях, велодвижении и велокультуре в Беларуси

Роман Абрамчук - велоэкскурсии в Минске

800

0

Автор: Фото: TROFEI.by, личный архив Романа Абрамчука

С каждым годом на дорогах Беларуси появляется все больше велосипедистов, открываются новые веломаршруты, и популярное в Европе велодвижение постепенно приходит и к нам. И если десять лет назад велосипед рассматривался лишь как средство передвижения из пункта А в пункт Б, то на сегодняшний день это уже нечто большее. В сети появляются велосообщества, устраиваются массовые покатушки, а пару лет назад появилось совсем новое, необычное для Беларуси направление – велоэкскурсии. Портал TROFEI.by решил встретиться с основателем проекта «Менскі велашпацыр» Романом Абрамчуком, чтобы разузнать все про уникальные экскурсии на велосипеде, велодвижении и велокультуре в Беларуси!

- Роман, как давно Вы катаетесь на велосипеде?

Знаете, тяжело вспомнить этот момент. Сколько я себя помню, моя жизнь была неразрывно связана с велосипедом. Первый велосипед мне подарили родители, советский трехколесный. Наверное, было мне тогда лет пять. Потом был «Орлёнок», на смену ему пришел раскладной «Аист». Был в моей жизни период, когда я катался на «взрослике», это был уже велосипед для взрослых, и дети могли кататься на нем только под рамой. Очень неудобно было.

Потом наступил период, когда у меня пару лет не было велосипеда. И когда я решил заняться велоэкскурсиями, я купил себе новый «Аист».

- А как появилась идея заняться велоэкскурсиями?

Сама идея была уже давно. У меня было несколько своих маршрутов, которые я хотел сделать велосипедными. Путешествуя по Западной Европе, я часто сталкивался с таким направлением, как велоэкскурсии, у них это очень развито, а в Беларуси, даже в Минске, совсем этого не было. Основным толчком, благодаря которому я решил создать «Менскі велашпацыр», был VELOCITY тур от компании Velcom, которая предложила мне провести в рамках проекта несколько велоэкскурсий по Минску. Это было года четыре назад. Тогда я провел около 30 бесплатных велоэкскурсий и увидел, что организовать такого рода экскурсию не составит труда. И вот уже третий сезон существует проект «Менскі велашпацыр».

- Если говорить о таком направлении, как велоэкскурсии, оно развито в Беларуси? Много ли экскурсоводов, которые организовывают подобного рода экскурсии?

На радость для меня, как для бизнесмена, достойной конкуренции по этому направлению нет, это ниша не заполнена и почему-то никто практически не дерзает посягнуть на этот сегмент. Есть маленькие инициативы. Например, некоторые экскурсоводы могут сделать один из своих пеших маршрутов велосипедным. А вот тех, кто проводил бы велоэкскурсии на постоянной основе, делал это регулярно, на профессиональном уровне, я не знаю. В Гродно есть ребята, которые делают большие загородные поездки. Они как-то хотели попробовать сделать велоэкскурсии по городу, мы даже с ними знакомились, делились опытом, но потом я больше ничего о них не слышал. Была похожая инициатива и в Витебске, но все, что я знаю, так это то, что они хотели начать.

- А Вы проводите велоэкскурсии только в Минске или есть загородные маршруты?

Уже в прошлом сезоне нам стало понятно, что одним Минском не стоит ограничиваться. Ведь в человеческой натуре заложена жажда исследований, всегда хочется выбраться все дальше и дальше, изучить что-то новое. Это естественно. Поэтому с прошлого сезона у нас начали появляться все новые и новые загородные маршруты. В большинстве своем это маршруты рядом с Минском, есть даже такие, где мы не используем другой транспорт, только велосипеды. Но есть и с использованием электрички. Например, один из маршрутов доходит до Залесья, до усадьбы Огинских.

- Какой маршрут велоэкскурсии самый длинный?

- Если говорить про самый длинный маршрут велоэскурсии, то это как раз до имения Огинских. Он у нас двухдневный с ночевкой на агроусадьбе. Но он с использованием электричек.

А если говорить про экскурсию с использованием только велосипедов, то это маршрут «ВЕЛО1812», посвященный наполеоновским баталиям на Борисовщине. Хоть мы там и добираемся до Борисова на электричке, но все равно маршрут предусматривает большой круг по Березине, по мосту через деревню Студенка. По-моему, общий километраж экскурсии около 60 километров.

Но мы его еще так ни разу и не объехали полностью. Презентация маршрута была прошлой осенью. Мы очень хотели презентовать его в те дни, когда как раз была переправа через Березину, чтобы была соответствующая осенняя погода. Но как раз из-за погоды мы его и не смогли преодолеть. В тот день дождь лил без остановки, мы промокли насквозь и на середине маршрута коллективно приняли решение возвращаться. На мой взгляд, это было разумно. Конечно, было бы еще разумнее принять это решение раньше. Но жажда исследований довела нас до Студенки.

- Какие главные преимущества у велоэкскурсий?

Однозначным преимуществом перед автобусными экскурсиями является мобильность велоэкскурсий: гораздо удобнее подъезжать к объектам, парковаться. Всегда можно подъехать к любым памятникам очень близко, можно исследовать любые закоулки, дворики, фактически это то же самое, что и пешеходная экскурсия. Велосипед в этом плане очень мобильный транспорт. Если сравнивать с пешеходными экскурсиями, то тут у велоэкскурсий преимущество в охвате территории: за три часа пешей экскурсии можно обойти только центр Минска, а на велосипеде за три часа можно успеть посмотреть гораздо больше объектов, хотя контакт с ними будет такой же, как и на пешей экскурсии.

Если говорить про минусы, то в сравнении с автобусными и автомобильными экскурсиями мы не можем, допустим, за три часа, доехать до Национальной библиотеки, Минск-Арены, проехать полностью проспект, так как это отнимет очень много времени, а хочется потратить его на изучение достопримечательностей.

- Сложно ли организовать велоэкскурсию?

Смотря какую. У нас есть два режима работы: частные экскурсии и публичные экскурсии для сборных групп. С первым вариантом все понятно и просто, потому что тут звонит клиент, и мы договариваемся на удобный для него вариант велоэкскурсии. А вот второй вариант предусматривает организаторскую работу, более серьезную рекламу. Так как при публичных экскурсиях мы назначаем дату и время экскурсии, и любой желающий может на нее записаться. Вообще в Беларуси организовать экскурсию для сборной группы – это непросто. Это вам сможет сказать любой менеджер, который занимается сборными экскурсиями в турфирме. Вообще люди не очень любят путешествовать по своей стране, у них скорее такое мещанско-потребительское представление про свой город, что тут нечего смотреть, некуда ходить. Люди, которые живут рядом со Стоунхенджем, откалывали себе кусочки камня на дом. То же самое и в Беларуси, при любом удобном случае наши замки разобрали бы на коровники и свинарники. Причем это не связано с советской властью, так было всегда и во всех странах: у людей нет веры в то, что рядом с ним может произойти что-то интересное и необычное. Вот мы  пытаемся изменить это представление, развернуть взгляд человека, чтобы он по-другому смог посмотреть на город, в котором живет, на улицу, по которой каждый день ходит на работу, чтобы он был очарован и восхищен своим домом.

- Со временем это представление как-то меняется? Люди начинают больше интересоваться своей страной?

За три года мне тяжело выделить какую-то тенденцию, но я думаю, можно сказать, что интерес минчан к своему городу за последнее десятилетие увеличился. Появляются целые группы людей, которые хорошо знают историю своего города, ценят этот город, любят его, которые даже готовы защитить исторические здания, когда им угрожает снос. Конечно, я не говорю, что это благодаря нашим экскурсиям, скорее это естественный процесс перехода от беспамятства советских времен до поворота к своему родному.

- Если сравнивать пешеходную и автобусную экскурсии с велоэкскурсиями по стоимости, велоэкскурсии дешевле или дороже?

Однозначно не дороже. В самом начале проекта я специально изучал стоимость экскурсий на сборные группы. Узнавал стоимость обзорной экскурсии по Минску на двухэтажном автобусе от «Minsk city tour». У нас была политика сделать цену на велоэкскурсии дешевле по сравнению с аналогичными пешеходными и автобусными экскурсиями. И, в принципе, пока нам удается держать планку.

- Зависит ли стоимость велоэкскурсии  от количества людей или стоимость фиксированная?

На сборные группы у нас фиксированная стоимость с человека. Причем у нас есть правило, что даже если на экскурсию приедет один человек, то экскурсия все равно проводится. А при организации частных экскурсий есть система ранжирования в зависимости от количества людей: от 1 до 3, от 4 до 9 и от 10 до 15. В зависимости от количества людей цена незначительно, но увеличивается.

- Сколько Вы провели в этом сезоне велоэкскурсий для сборных групп?

Этот сезон мы открыли тремя велоэкскурсиями на «Фэсте экскурсоводов». Все они были бесплатными. Причем для фэста мы специально подобрали оригинальные и неожиданные маршруты. А так в месяц у нас получается проводить 4-5 экскурсий, максимум было 7.

- Сколько человек в среднем набирает велоэкскурсия для сборных групп?

В среднем сказать не могу. Самое большое количество велосипедистов в этом сезоне, которое удалось собрать – 9 человек, самое маленькое количество – ни одного.  Но это касается платных групп, так как на бесплатных экскурсиях — обычно аншлаг.

- Бывает даже такое, что на велоэкскурсию никто не приезжает?

 Да, бывает, причем довольно часто. В большинстве случаев такая ситуация происходит из-за погоды. Еще один минус велоэкскурсий по сравнению с автобусными и автомобильными экскурсиями – это зависимость от погоды, плохая погода – это фатально для велоэкскурсии.

- А как человек может записаться на экскурсию?

Тут у нас следующая политика: человек может забронировать себе место на велоэкскурсии, оплатив ее заранее. Причем при предварительной оплате стоимость велоэкскурсии составит 8,5 руб. с человека, а при оплате на месте – 12 руб. Если человек просто позвонил и изъявил желание поучаствовать в велоэкскурсии, то это бронью не считается.

- Получается, у вас нет ограничения на количество человек в сборных группах?

Ограничение есть – это 15 человек. Исходя из опыта проведения велоэкскурсий, мы понимаем, что группа из 15 велосипедистов – это та группа, с которой комфортно и безопасно ехать. Но, опять-таки исходя из опыта, мы видим, что такое количество на сборные группы не собирается, поэтому мы особо никак и не контролируем процесс записи.

Но у нас есть особый вид велоэкскурсий – это бесплатная презентация маршрутов. Обычно это новые маршруты или маршруты, посвященные определенным событиям. Например, у нас есть «Вело-Деды» - велоэкскурсия по старинным местам упокоения минчан: Кальварии, Сторожовке, Золотой горке, Военному кладбищу. И вот как раз на такие велоэкскурсии мы ввели систему контроля количества людей. Всю информацию по всем экскурсиям можно найти у нас на сайте.

- А на каких языках вы проводите экскурсии?

Моя принципиальная позиция – проводить экскурсии на белорусском языке. При создании проекта мы решили проводить все бесплатные экскурсии на белорусском языке. Есть экскурсии на русском – «Минск. Лучшее», проводится каждый месяц. Можем проводить на французском языке, польском и английском. Может быть, со следующего года появятся экскурсии на немецком. Один из наших экскурсоводов сейчас собирается подучить немецкий язык.

- Если нет своего велосипеда, как можно принять участие в велоэкскурсии?

У нас есть своих несколько велосипедов, свой маленький велопарк. Частные экскурсии мы можем обеспечить велосипедами, мы их доставляем к месту старта. Но если это большие группы 10-15 человек, то мы договариваемся с нашими партнерами-велопрокатами, которые находятся на маршруте.

- Увеличивается ли стоимость, если велосипед ваш?

Да, взимается плата за прокат. Стоимость аренды велосипеда у нас составляет 10 руб. за всё время городской экскурсии (от двух до четырёх часов), доставка к месту встречи включена.

- На ваш взгляд, развито ли велодвижение в Беларуси?

Велодвижение, в прямом смысле слова «движение», развито и еще как. Можно просто посмотреть на улицу, и мы увидим, что велосипедистов с каждым месяцем все больше и больше.

- А Вы, как велосипедист, комфортно чувствуете себя в Беларуси, в Минске?

Вот про это я и хотел сказатьJ. Что велодвижение есть, а вот культуры движения нет.

- А что вы вкладываете в понятие «культура велодвижения»?

Элементарно. Я к вам ехал по Веры Хоружей, через Комаровку, это очень загруженная людьми территория и там не очерчена велодорожка, а велосипедистов там много. Поэтому они вынуждены петлять, делать слалом, что, конечно же, неприятно пешеходам и может привести к разного рода столкновениям. Чтобы всего этого избежать, достаточно просто очертить линию, где будут ездить велосипедисты. У нас в Беларуси довольно послушный народ, как скажут, так, в большинстве своем, и будут делать. В сравнении, например, с той же Россией. Я уже не говорю про специальное покрытие, про светофоры и так далее. На Комаровке этого нет, на Немиге этого нет.

Я даже не могу понять, в чем причина такой ситуации, кроме как в косности городской власти. Ведь это настолько выгодно городу. Во-первых, это разгружает дороги: чем больше людей ездит на велосипеде, тем меньше ездит на автомобилях, тем меньше город загрязнен выхлопными газами, тем больше здоровых людей. В Европе есть целая программа здравоохранения: чтобы уменьшить количество сердечных заболеваний, развивают велотранспорт. У нас, по-моему, очень развиты сердечные заболевания, но никто от государства и не думает пересаживать людей на велосипеды. Все наоборот. Настолько все закостенело, что люди пять раз подумают, надо ли им покупать этот велосипед, а будет ли им удобно добираться на нем до работы.

- Но есть хоть какие-то сдвиги в улучшении? Заметили ли Вы выполнение программы по бордюрам?

Сдвиги, безусловно, есть. Я как велосипедист не мог этого не заметить. Постоянно увеличивается сеть велодорожек. Очень часто ты ездишь по одному и тому же маршруту и в один прекрасный день замечаешь, что бордюры стали ниже. Но, к сожалению, я сталкиваюсь и со случаями, когда ремонтируют дорогу, устанавливают высокий бордюр, а через несколько дней переустанавливают его на низкий.

Будем надеяться, что в скором времени ситуация станет еще лучше. Мы же в свою очередь будем следить за новостями в нашем специальном разделе «Велодвижение», где будут публиковаться анонсы велосипедных мероприятий, мнения велосипедистов и, конечно же, интересные маршруты.

Хотите поделиться своей идеей? Присылайте ее в редакцию на адрес info@trofei.by.

Внимание! Данная статья защищена авторскими правами. При копировании прямая ссылка на портал обязательна.
Комментарии(0)
Ваш комментарий